Что это?
Осуществление власти при авторитарном правлении происходит без участия народа, политическая сфера полностью подчинена правящей группировке. Авторитаризм занимает промежуточный этап между демократией и тоталитаризмом и отчасти является переходным состоянием от одного режима к другому.
Главное отличие авторитарного правления от тоталитаризма заключается в области осуществляемого контроля. Если тоталитаризм стремится к абсолютному контролю за всеми сферами жизни общества, то авторитарный режим предполагает монополизацию власти и полное управление политической жизни, не претендуя на неполитические сферы.
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом — разрешено все, кроме политики. Следовательно, при таком правлении имеет место ограниченный плюрализм. Авторитаризм имеет особенность и в плане идеологической легитимации власти.
Высшим принципом легитимации авторитарной системы является оппортунизм — в противоположность тоталитарному догматизму и демократической принципиальности. То есть как таковой (постоянной) идеологии у авторитарного режима нет — правитель для сохранения своей власти старается использовать только те методы и средства, которые пользуются популярностью у народа и актуальные на данный момент. Также у авторитарной власти нет необходимости повсеместно применять террор, использование силовых методов воздействия необходимо лишь тогда, когда следует успокоить и стабилизировать положение в обществе.
Свобода личности провозглашается, но не обеспечивается, тем самым не дает гарантий безопасности. Правовые структуры нарушают законодательство в корыстных целях, продается и покупается абсолютно все…
Авторитаризм имеет разновидности.
Которые были наиболее удачно разработаны немецким политологом,
Дирком Берг-Шлоссером.
- Абсолютистские монархии.
- Режимы олигархического типа.
- Авторитаризм новой олигархии.
- Страны социалистического толка.
- Военные режимы.
- Теократическое правление.
Рассмотрим сущность и характеристики нескольких типов авторитаризма, однако особое внимание уделим военным режимам, попробуем определить основные причины установления милитаристского правления.
Абсолютная монархия
К числу традиционных режимов, сохраняющихся в современном мире, можно отнести:
Саудовская Аравия
Занимает около 80 % территории Аравийского полуострова.
Столица – Эр-Рияд. Площадь составляет 2 217 949 км². Форма правления, абсолютная теократическая монархия.
В 2017 году население Саудовской Аравии составляло 33 000 000 человек.
Владеет колоссальными запасами нефти.
Большинство княжеств Персидского залива
Страны Персидского залива расположены на стыке трех частей света и располагаются от Черного моря до Индийского океана. Различаются по площади территории, природным богатствам, уровнем социально-экономического развития, формой государственного устройства и проявлением независимости. Эти страны обладают крупнейшими в мире нефтяными богатствами.
Бутан
Королевство Бутан, государство в Южной Азии, расположенное между Индией и Китаем. Столица — город Тхимпху. Население Бутана составляло 750 425 человек. Территория – 38 394 км².
Правления, конституционная монархия.
Бруней
Государство Бруней-Даруссалам, (султанат) в Юго-Восточной Азии. Площадь 5,8 тыс. км². Численность населения — 401 890 человек.
Столица — Бандар-Сери-Бегаван.
Форма правления, абсолютная теократическая монархия.
Свазиленд
Королевство Свазиленд, государство в Южной Африке. Общая площадь страны — 17 363 км². Численность населения 1,35 млн. человек. Столица Мбабане.
Форма правления, дуалистическая монархия.
Король, Мсвати III.
Очень ярким представителем абсолютистской монархии является Саудовская Аравия. Строгий исламский режим диктует нормы и правила во всём обществе (следовательно, королевство можно отнести и к теократическому режиму), а полиция и военные могут использовать любые средства для подавления беспорядков и конфликтов. С некоторой долей вероятности можно сказать, что арабское государство является исключением из правил, так как режим в этой стране проявляет тоталитаристские наклонности.
Олигархия
Следующей разновидностью авторитаризма являются режимы олигархического типа. При этом режиме определённая группировка или клан захватывают власть, отчуждая граждан от политического участия. В основном, такая олигархическая группа опирается на военную мощь и аристократию.
Клан Сомоса в Никарагуа — самый известный пример подобного правления.
Республика Никарагуа — государство в Центральной Америке.
Площадь территории, 129 494 км². Населения: 1,6 млн. человек. Государственный строй — президентская республика. Столица – Манагуа
С 1936 по 1979 год члены семьи Сомоса поочерёдно управляли страной, прочно оккупировав все высшие посты в государстве. Семейный клан имел тёплые отношения с США, которые активно поддерживали правителей Никарагуа, как в военном, так и в экономическом плане. Тем не менее, олигархический режим, несмотря на иностранную помощь, рухнул в результате Сандинистской революции.
Анастасио Сомоса Гарсия (01.02.1896 — 29.09.1956) — никарагуанский военный и государственный деятель, фактический глава Никарагуа с 1936 по 1956 год.
Военные режимы
Теперь стоит затронуть вопрос о военных режимах — политических режимах, при которых во главе государства стоит военный деятель или группировка (хунта). В основном, военные режимы устанавливаются в результате государственного переворота.
Данный тип авторитаризма представляется наиболее интересным ввиду множества исторических примеров и проблемы установления власти. Постараемся предложить несколько причин, по которым утверждение военного режима стало возможным.
Основанием для переворота и дальнейшим установлением режима может быть слабая политическая культура. В слаборазвитых странах (особенно в Африке) военные нередко бывают единственным слоем, способным удерживать и использовать власть. XX век стал свидетелем различных военных переворотов, возникавших в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии. В этих странах окрепшая военная верхушка часто играла первую скрипку в управлении государством.
Социально-экономические и политические проблемы только подстёгивали военные чины взяться за оружие против власти. В особенности, на этом поприще отличились африканские страны, которые в прошлом столетии поголовно получали независимость, и в которых организация государственной власти находилась в плачевном состоянии.
Так, алжирский военный деятель,
Хуари Бумедьен (23.08.1932 — 27.12.1978) — алжирский государственный, военный и политический деятель, полковник, один из лидеров антиколониальной борьбы алжирского народа.
возглавил переворот 1965 года против президента Ахмед бен Беллы, растерявшего своё влияние из-за неэффективной политики. Или тоголезское свержение режима Николаса Грюницкого в 1967 году, которое организовал подполковник Гнассингбе Эйадема. Предтечей переворота стал острый политический кризис, связанный с правлением Грюницкого и его предшественника Сильвануса Олимпио.
Ещё одной причиной установления военных режимов может быть конфликт армии с правящей элитой. Военные — одна из наиболее влиятельнейших сил в любой стране близкая к властной верхушке, поэтому любые противоречия могут коснуться и этот класс, который непременно сможет воспользоваться своим влиянием. Это доказывает ситуация в Уганде в 1966 году, когда возникший конфликт между королём Мутесом II и премьер-министром Милтоном Оботе перерос в военный переворот, который возглавил майор.
Дада Уме Иди Амин (17.05.1928 — 16.08.2003) — угандийский военный и государственный деятель, президент Уганды в 1971—1979 годах. Фельдмаршал угандийской армии.
Впоследствии последний становится единоличным правителем Уганды.
Власть и армия оказались по разные стороны баррикад и в Португалии, где в 1926 году случился переворот против Демократической партии. В условиях экономической и политической нестабильности она усиливала своё влияние в стране, что вызвало резкое недовольство среди военных чинов. Бунт возглавил,
Антониу Оскар ди Фрагозу Кармона (24.11.1869 — 18.04.1951) — португальский военный и политический деятель, маршал Португалии.
который в дальнейшем укреплял авторитарную власть в стране.
И, наконец, последняя причина — борьба за власть. На первый взгляд может показаться, что этот пункт идентичен предыдущей причине, однако здесь делается акцент именно на способе захвата власти. Если конфликт армии с правящей элитой вынуждал военных браться за оружие, то данный пункт подразумевает приобретение власти в бескровном противостоянии. Примером этой гипотезы могут служить события в Демократической Республики Конго 1965 года. Тогда попытка президента Жозефа Касавубу создать новое правительство закончилось неудачей, парламент же сумел сместить незадачливого правителя и передал власть генералу Мобуту Сесе Секо. Тот воспользоваться предоставленной возможностью, установив вскоре авторитарный режим.
Даже режим Хуана Перона в Аргентине может считаться как результат борьбы за власть. После военного переворота в 1943 году (лидером этой революции был вовсе не Перон), полковник стал играть, возможно, главную роль в стране. После социальных преобразований, Перон заручился популярностью у народа. Эта поддержка позволила ему захватить практически все важные посту в государстве. На проведённых в 1946 году Хуан Перон одерживает победу (чем не борьба за власть?).
Хуан Доминго Перон (08.10.1895 — 01.07.1974) — аргентинский военный и государственный деятель, президент Аргентины с 1946 по 1955 год и с 1973 по 1974 год.
В итоге, вплоть до своего свержения в 1955 году аргентинский военный деятель проводил жесткую авторитарную политику, ограничив создание оппозиционных партии, а также поставив под контроль практически все СМИ в стране.
Конечно, данные причины не являются истиной в последней инстанции. Нельзя точно утверждать, что каждый военный режим произошёл из-за конфликта военных с властью или неорганизованности государственной структуры. Например, правление Аугусто Пиночета в Чили довольно трудно охарактеризовать.
Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (25.11.1915 — 10.12.2006) — чилийский государственный и военный деятель. Президент и диктатор Чили в 1974—1990 годах.
События 1973 года сложно назвать противостоянием военной элиты и власти (хотя переворот был инициирован Пиночетом), так как политикой президента Сальвадора Альенде было недовольно всё общество в целом, а не только армия. С другой стороны, вешать на Чили клеймо слаборазвитой страны тоже неоправданно: институт президентства в стране функционировал немногим меньше 150 лет.
Пиночет подвергается критике за нарушения прав человека, однако в то же время его экономическая политика признаётся некоторыми специалистами успешной и прогрессивной. Так, экономисты Роберт Пакенэм и Уильям Рэтлиф из Гуверовского института оценивают экономическую политику Пиночета следующим образом:
Первой страной в мире, которая сделала решительный разрыв с прошлым — от социализма и крайнего государственного капитализма к ориентированной на рынок политике и государственным структурам был вовсе не Китай Дэна Сяопина, не Британия Маргарет Тэтчер в конце 1970-х, не США при Рейгане в 1981 и не какая-либо другая страна в Латинской Америке или где-либо ещё. Этой страной была пиночетовская Чили в 1975 году.
Однако, с подобной оценкой согласны не все. Так, российский социолог левых убеждений Александр Тарасов отмечал:
При Пиночете в Чили произошёл самый глубокий спад, произошедший в мирное время в странах Латинской Америки XX века… Из Чили уехала десятая часть населения — 1 млн. человек. В подавляющем большинстве это были квалифицированные специалисты: крестьяне выехать просто не могли.
Продолжать список можно и дальше, «бумага» выдержит, да только времени не хватит…
Находясь на распутье между тоталитаризмом и демократией, авторитарный режим рано или поздно трансформируется: либо путём реформ, либо переворотом и свержением старого режима…