Передача бухгалтерии на аутсорсинг требует составления документа, фиксирующего условия такого сотрудничества. Договор определяет права и обязанности обеих сторон, порядок взаимодействия, ответственность. Бухгалтерские услуги прописываются в соответствии с нормами главы 39 ГК РФ, а также статьями 702-729 по аналогии с соглашением о подряде. Корректное составление такого документа подразумевает письменный вариант с указанием всех ключевых положений, регламентирующих порядок сотрудничества.
Что должно быть в договоре?
В обязательном порядке договор на оказание бухгалтерских услуг должен включать следующие условия:
- предмет договора – перечень оказываемых услуг может находиться в самом документе или в приложении к нему с соответствующей отсылкой;
- стоимость и порядок оплаты, если не предусматривается фиксированная цена, указывается порядок ее определения;
- сроки сотрудничества.
Размер и порядок оплаты и сроки взаимодействия не считаются обязательными положениями, однако их рекомендуется прописывать во избежание разногласий.
Отдельно обращают внимание на обязанности заказчика:
- своевременное предоставление оплаты;
- своевременная передача бухгалтеру первичных документов и пояснений по их содержанию;
- предоставление сведений о хозяйственной деятельности компании;
- согласование с аутсорсером изменений в работе;
- своевременное подписание отчетов и прием бухгалтерии.
В договоре должны быть зафиксированы обязанности аутсорсера:
- своевременная подготовка бухгалтерской отчетности;
- выполнение указаний руководства компании;
- защита интересов компании при взаимодействии с контролирующими органами;
- предоставление пояснений по ведению бухучета, а также разъяснение последствий действий;
- предоставление отчетов о ведении бухгалтерии, а также рекомендаций по оптимизации документооборота.
Все положения должны указываться, поскольку услуги предоставляются в соответствии с условиями договора.
Риски бухгалтерского аутсорсинга
Передача бухгалтерии на аутсорсинг сопряжена с определенными рисками. При обращении в специализированную фирму, уже заслужившую хорошую репутацию, они снижаются. Однако оптимальный вариант – закрепить все важные положения в договоре.
Для этого при составлении договора ориентируются на следующие рекомендации:
- подробно прописывают оказываемые услуги и объемы операций;
- прописывается порядок сбора и подготовки первичной документации, ответственные лица;
- указывается взаимодействие с контролирующими органами, кто представляет интересы компании;
- прописывается ответственность аутсорсера за допущенные ошибки и несвоевременную подачу отчетности;
- учитывается порядок замены сотрудника, ведущего учет;
- прописывается ответственность за разглашение коммерческой тайны.
При соблюдении данных рекомендаций бухгалтерский аутсорсинг перестает быть рискованным вариантом и становится оптимальным способом делегировать документооборот.