Универсальные учебные действия по ФГОС: подробности

0
226

Согласно новому федеральному государственному стандарту, цель образования — это всестороннее развитие личности каждого учащегося. В этом сложном процессе важную роль играют универсальные учебные действия (УУД).

Выделенные в новом поколении ФГОС, УУД имеют большое значение для успешного развития и совершенствования личности школьников. С помощью них учащимся предоставляется возможность получать социальный опыт, который является основой их дальнейшего развития.

Эта статья посвящена сути универсальных учебных действий, их значению, разнообразным видам и способам их развития.

Что представляют собой Универсальные Учебные Действия (УУД)?

При более широком толковании, Универсальные Учебные Действия — это способность ученика к обучению. В этом заключается не просто запоминание фактов, а умение самостоятельно найти нужную информацию и применить ее в процессе обучения или повседневной жизни.

В более широком смысле УУД — это совокупность разнообразных действий, которые помогают школьникам самостоятельно находить и применять в жизни новые знания, развивать навыки самостоятельного поиска информации, а также способствуют взаимодействию с одноклассниками и учителями.

С помощью универсальных действий можно поддерживать постоянное обучение и развитие школьников, предоставляя им возможность для самовыражения и гармоничного роста. С помощью них ученик может самостоятельно ставить перед собой учебные цели, выбирать пути для их достижения и анализировать результаты.

Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте, все универсальные учебные действия можно разделить на четыре основные категории.

  • Познавательные.
  • Регулятивные.
  • Личностные.
  • Коммуникативные.

Познавательные УУД

Под универсальными учебными действиями понимаются общие умения, которые включают в себя самостоятельную постановку целей и поиск информации с использованием различных способов и приемов. Также они могут быть использованы для работы над речью (высказывание, чтение, пересказ).

Ключевым моментом в этой категории универсальных учебных действий является логические действия, которые охватывают разработку и осуществление гипотез, их проверку и подтверждение или же опровержение, установление взаимосвязей между причиной и следствием, группирование и сравнение полученной информации, ее анализ и синтез.

Освоив познавательные универсальные учебные действия, ученик приобретает следующие навыки:

  • Применять преобразование информации из таблиц и схем в текст или наоборот.
  • Сделать выводы, опираясь на информацию, которую уже изучил или прочитал.
  • Ориентироваться в материалах учебника.
  • Уметь находить ответы на задаваемые вопросы, используя материалы учебника или самостоятельно.

Личностные УУД

В рамках личностных универсальных учебных действий школьники должны уметь оценивать свои действия и происходящие события с точки зрения общепринятых норм морали и ценностей, а также осознавать свою роль в обществе и управлять межличностными отношениями.

В личностные УУД входят:

  • Самостоятельность в различных сферах жизни: личной и профессиональной.
  • Приобретение смысла в деятельности, умение связать цели с мотивацией в процессе обучения.
  • Нравственно-этическая ориентация – это способ, при котором человек обращается к социальным ценностям и личной жизни для того, чтобы принимать решения в различных ситуациях.

Регулятивные УУД

Регулятивные универсальные учебные действия имеют важное значение в обучении, они помогают учащимся не только самостоятельно организовывать учебный процесс, но и вносить изменения в него в случае необходимости. В эту группу входят:

  • Планирование целей и определение конечного результата.
  • Планирование и подбор последовательности действий, необходимых для достижения поставленной цели.
  • Прогнозирование возможного результата или итога учебной деятельности.
  • Исправление и внесение поправок в план, когда возникают непредвиденные обстоятельства или препятствия.
  • Вывод о результатах и определение дальнейшего пути для достижения цели.
  • С помощью саморегуляции можно научиться контролировать свои действия, а также преодолевать трудности и конфликты, которые могут возникнуть на пути к достижению цели.

Коммуникативные УУД

В рамках коммуникативных универсальных учебных действий ученики должны совершенствовать навыки взаимодействия с другими людьми в группе.

Высший уровень мастерства в коммуникативных универсальных учебных действиях предполагает наличие у ученика следующих навыков:

  • С уверенностью высказывать свою точку зрения, не испытывая стеснения.
  • Правильно формулировать вопросы и излагать свои мысли.
  • Разрешать конфликтные ситуации и достигать согласия.
  • Сопоставлять различные точки зрения в диалоге, обнаруживая их соответствие и различия.
  • Публично представлять отчеты о своей работе, исследованиях, экспериментах или проектах.
  • Взаимодействовать не только с одноклассниками, но и с учителями, и с другими членами школьного коллектива.
  • Принимать участие в коллективных обсуждениях и проектах.
  • Внести свой вклад в обсуждение результатов совместных действий, а также процесса их осуществления.
  • Эффективно использовать компьютеры и другие средства в процессе обучения.