ВСЕ ТЕМЫ
ВСЁ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Голая свобода

Начало XX века ознаменовалось в России не только многочисленными волнениями, но и сексуальным раскрепощением

Примечательно, что культ нагого тела — то немногое, что унаследовала советская власть от мира буржуазного. Свобода нравов, впрочем, длилась недолго.

Максимилиан Волошин
Максимилиан Волошин

Автором «культурных провокаций» начала века выступил русский поэт, переводчик и художественный критик Максимилиан Волошин. На нагих вечеринках в своем доме в Коктебеле поэт собирал многих деятелей Серебряного века. Называли они себя «обормотами». Кроме того, узнав о существовании нудистских пляжах в Европе, Волошин занялся обустройством такового в Крыму.

Группы голых мужчин бронзового цвета, в одних древнегреческих хитонах и венках на головах, разгуливающие по черноморскому побережью, не остались незамеченными и в Петербурге

Общество всячески осуждало бесстыжих, особенно радела оперная дива Большого театра Дейша-Сионицкая. В Коктебеле она была известна под прозвищем Крокодила.

Впрочем, «группы голых мужчин бронзового цвета, в одних древнегреческих хитонах и венках на головах», разгуливающие по черноморскому побережью, не остались незамеченными и в Петербурге. В 1914 году «Биржевые ведомости» разместили заметку «М. Волошин и исправник», где говорилось о том, что поборники нравственности, устав делать замечания, даже установили на пляже напротив дома Волошина два столба с указателями «Для мужчин» и «Для женщин». Волошин, не потерпев нововведения, замазал надписи белилами, за что был вынужден объясняться перед мировым судьей: «Не трогая самого столба, я счел необходимым замазать ту неприличную надпись, которой он был украшен, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определенное недвусмысленное значение и пишется только на известных местах (туалетах. — Прим. ред.). Поступая так, я действовал точно так же, как если бы на заборе, хотя бы и чужом, но находящемся против моих окон, были написаны неприличные слова».

Так или иначе в списке литературных трудов Волошина значатся и такие два: «Блики. Нагота» и «Блики. Маски. Нагота». Уже после революции, в 1920-е годы, отец отечественного нудизма выхлопотал у Наркомпроса разрешение называть свое коктебельское жилище бесплатным домом творчества. А нудистский пляж в Коктебеле существует до сих пор.

Советский Союз: «Мы дети солнца и воздуха»

Голая свободаПионеры в Артеке

В советские годы страна тоже хотела свободы, открытости и волнения. Грянула революция, затем Гражданская война. Казалось бы, какой там натуризм? Но естественность нашла отклик в массах и обернулась сексуальной революцией в СССР 20-х годов.

Журнал «Мурзилка», продвигая всесоюзный лагерь «Артек», поместил голых малышей на обложку. В городах стали появляться нудистские пляжи.

Совершенно голые женщины и мужчины, украшенные лентами через плечо с лозунгом «Долой стыд», вышагивали по улицам Москвы. Люди кричали: «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха. Мы уничтожили чувство стыда!»

Самые массовые демонстрации проходили в 1924–1925 годах. В них принимали участие около 10 000 человек. Совершенно голые женщины и мужчины, украшенные лентами через плечо с лозунгом «Долой стыд», вышагивали по улицам Москвы. Люди кричали: «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха. Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!»

«Кто-то хохотал до слез, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: “Апокалипсис! Конец света!” — и растерянно спрашивали у прохожих: “Что ж это? И нас заставят раздеться?”», — вспоминает художница Наталья Северцова-Габричевская.

Голая свобода

Одним из идеологов движения был соратник Ленина Карл Радек. Действительно, трудно было придумать более простой способ уравнять всех людей: пролетариев, чиновников, крестьян — чем снять с них одежду. Впрочем, Радек-то как раз действительно радел за здоровый образ жизни.

Голая свободаКарикатуры на деятельность общества

Нарком здравоохранения Семашко осудил данное явление и с точки зрения морали, и с точки зрения гигиены: «Во-первых, жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая “революционность”… Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять свое тело под пыль, дождь и грязь… Улицы Москвы — не берег Черного моря… В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. Мы протестуем против “голых танцев” и не можем не протестовать против этого новшества».

Газеты издевались. Харьковская «Красная оса» сообщала осенью 1924-го: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно».

Голая свободаКарл Радек

Михаила Булгакова редакция столичного «Гудка» просит отреагировать на злобу дня. Тот тянет. Наконец, пишет в дневнике: «Пятница. Яркий солнечный день. Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо “Долой стыд”. Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась». Потом, спустя месяц, уже в газете обеспокоенному читателю, предполагающему, что из столицы в Гудермес отправится целый поезд голых, отвечает: «Поступки голых людей надо понимать как глупые поступки. Действительно, в Москве двое голых вошли в трамвай. Но доехали только до ближайшего отделения милиции. А теперь “общество” самоликвидировалось по двум причинам: во-первых, милиция терпеть не может голых, во-вторых, начинается мороз. Так что никого не ждите, голые не приедут. Ваш брат М. Б.».

По факту общество просуществовало до конца 20-х годов, а в 1936 году нудизм в СССР был официально запрещен. На смену сексуальной свободе пришло сексуальное пуританство.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.