«Пикник»: одна из самых ярких страниц в летописи русского рока

0
177

«Пикник» – одна из самых ярких страниц в летописи русского рока. На мистической музыке выросло несколько поколений советских и российских ценителей интеллектуальной музыки. В дискографии «Пикника» насчитывается более трех десятков альбомов и оригинальных шоу, в которых музыканты с 1982 г. не оставляют свои идеалы.

Лидер группы «Пикник»

 

Эдмунд Шклярский – бессменный руководитель рок-команды с 1982 г. Он родился 26.09 1955 г в Ленинграде в русско-польской семье горного инженера Мечислава Феликсовича и преподавателя в консерватории Ирины Сергеевны. Детские годы Эдмунда прошли в коммуналке дома для сотрудников Горного института. В школьный период сына Шклярские переехали в собственную квартиру. Но самыми яркими ранними воспоминаниями артиста остались игры в маленьком питерском дворике.

Талантливый мальчик хорошо рисовал, мастерил и занимался музыкой по классу фортепьяно, а затем – скрипки. Но, образование в музыкальной школе не завершил. Будучи подростком, Эдмунд увлекся роком, только зарождающимся в СССР, поэтому родители купили ему гитару. Первые шаги в этом жанре «четверка Шклярских» (Эдмунд и три двоюродных брата), сделали на любительских сценах в составе семейного квартета. Они подражали легендарным «Битлз», «Роллинг Стоунс» и «Энималз».

Будущий артист не думал связывать дальнейшую жизнь с музыкой, поэтому после школы поступил в Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина на энергетический факультет. Выбор профессии был продиктован расположением Вуза недалеко от дома. В Политехе большое внимание уделялось творческой самодеятельности, поэтому из стен этого учебного заведения выпустился не один рок музыкант. И Эдмунд не стал исключением.

В студенческие годы Шклярский, в рамках самодеятельности, организовал музыкальный рок-ансамбль «Удивление», играл в группе «Лабиринт» и пробовал себя гитаристом в «Аквариуме». Но, творческий союз с Борисом Гребенщиковым и Анатолием Гуницким не сложился. Эдмунда пригласили в музыкальную команду «Ориона», впоследствии «Пикника», где и были реализованы творческие устремления молодого музыканта.

Личная жизнь Эдмунда Мчеславовича с одной стороны, не является тайной, но с другой – мастер не любит распространяться на личные темы. Известно, что жена Елена Павловна, личность не медийная и род ее занятий не афишируется в масс медиа. В браке появились двое детей: Алина и Станислав. Цельная и глубокая натура лидера «Пикника» проявилась и в семейной жизни, пара вместе более 35 лет.

«Пикник». История группы

Как упоминалось, начало самостоятельного творческого пути музыканта было положено в студенческом коллективе «Орион», созданным в 1978 г. Эдмунд влился в команду, входившую в зародившийся ленинградский рок-клуб, в 1981г. Переименование на «Пикник» состоялось в 1982 г. (сокращенное название произведения Б. Стругацких «Пикник на обочине»).

Изначально у членов группы не имелось серьезных амбиций. Но, в 1981 г. увидел свет первый альбом «Дым», где соавторами были Э. Шклярский и А. Добычин. Дебютный музыкальный материал существенно отличался от формата современного «Пикника», но все равно команда, как и «Зоопарк», и «Аквариум» с «Возрождением», стала лауреатом Первого фестиваля Ленинградского рок-клуба. На фоне расцвета «харда», арт-рок с преобладанием клавишных и этнических композиций, практически без гитарных запилов, нашел свою аудиторию.

Несмотря на успех, в коллективе произошел раскол. Основатели ансамбля организовали рок-группу «Продолжение следует», а Эдмунд Шклярский в 1984г. окончательно утвердился идеологом, творческим лидером и солистом «Пикника». С 1985 г. коллектив начал активно гастролировать по Советскому Союзу. В это же время группа попадает в негласный «черный список» властей, т. к. ее мрачное творчество не нравилось властям.

Запрещенная группа подверглась гонениям со стороны идеологов СССР. Музыкантам было запрещено выступать на сцене и тиражировать свое творчество. Вернуться на концертную площадку и выпускать пластинки официально «Пикнику» было разрешено только в конце 80-х гг. прошлого столетия. А на экранах ребята стали появляться благодаря Ленинградскому телевидению. Конец изгнания и выход из андеграунда ознаменовал первый официальный альбом «Иероглиф» (1987 г.).

Еще в подполье, вопреки официальному табу на творчество, у «Пикника» появляется много фанатов. Интеллектуальную молодежь привлек фирменный стиль выступлений рок-группы. На ее концертах – перфомансах публика впервые погружалась в атмосферные шоу-мистерии с оригинальными световыми эффектами и тематическими декорациями. Почерк «Пикника» остается узнаваемым и по сегодняшний день.

На вопрос, о том, сколько лет «Пикнику» на сегодня, можно ответить – 45. Несмотря на запреты, творческие кризисы и проблемы с формированием команды, рок-группа не прерывала своей деятельности.

Рок-группа «Пикник». Становление творческого образа

Сценический облик коллектива формировался под влиянием мировоззрения Эдмунда Шклярского. Готическое направление призваны подчеркнуть черные цвета в костюмах, темные очки, символика на ярких декорациях, световые эффекты, органично переплетающиеся с атмосферными композициями.

Солист группы «Пикник» лично принимает участие в разработке эскизов для обложек альбомов и для декораций. Увлечение Шклярского живописью в жанрах сюрреализма и символизма, навеянного творчеством «Великих» Сальвадора Дали и Рене Магритта, тесно переплетается с его стихами и музыкой. Своеобразные музыкальные и визуальные образы на выступлениях рок-группы помогают донести поклонникам «Пикника» философские взгляды ее лидера.

В середине 1990-х годов команда окончательно определилась со своим логотипом. Существуют две версии возникновения картинки. Прототип первой – китайский иероглиф «жэнь» (терпение, выносливость, сила духа), символизирующий сильный характер и сдерживания чувств и эмоций. По второй – стилизованное изображение обыгрывает инициалы Эдмунда Шклярского.

Но сам лидер опровергает домыслы. Он утверждает, что в логотип не вкладывался особый смысл. Аналогично европейским рок-группам с фирменным знаком, музыканты разрабатывали картинку по принципу: «»это подойдет»,»это не подойдет». Никаких дополнительных составляющих» (Э. Шклярский).

Музыканты группы «Пикник»

Состав рок-команды менялся несколько раз. В первый коллектив «Орион» (1972г.), входили только три музыканта: Е. Волощук, А. Добычин и С. Омельниченко. В 1981 г. из состава вышел Омельниченко, а его место, по приглашению Волощука, занял Эдмунд Шклярский. В 1984 г. из-за творческих разногласий Волощук и Кирносон тоже ушли из «Пикника».

Несколько лет рок-группа работала с приглашенными артистами. Шклярский сложно подбирал состав единомышленников. Так, в команду влился бас-гитарист Марат Корчемный. В это же время вернулся и Леонид Кирнос. Каждый из участников был талантливым музыкантом, композитором и текстовиком.

В 2008 г. в группу приходит сын лидера Станислав. В этот период окончательно формируется ее музыкальный состав. В группу входят: Эдмунд и Стас Шклярские, Леонид Кирнос, Марат Корчемный, и Ильгиз Юнусов. Примечательно, что дочь фронтмена Анна тоже принимает участие в работе «Пикника». Она пишет стихи и вносит свой вклад в разработку сценариев для концертных перфомансов.

Музыкальные достижения

«Пикник» играет в различных жанрах, среди которых несколько направлений: русский, арт, инди, готик, симфонический и психоделический рок и т.п. Поэтому на протяжении многих лет группа радует поклонников интеллектуальным и разнообразным творчеством. Наиболее значимые вехи творчества:

  1. В 1980 – 1990-е гг.: «Дым», «Танец волка», «Иероглиф», «Харакири», «Немного огня», «Жень-Шень», «Стекло» и т.п.
  2. В 1990 – 2000-е гг. поклонники услышали пластинки и увидели клипы «Египтянина», «Чужого», «Говорит и показывает», «Королевства кривых» и т.д.

На сегодня музыканты активно гастролируют и выпускают новые альбомы в жанре рок. Так, в 2024 г. увидит свет 25 проект – «Один на один».

Заключение

Что за группа «Пикник»? Эту команду из питерской музыкальной среды принято считать отцами русского рока. Их неповторимое творчество свыше 40 лет находится на пике популярности не только у олдов, но и у современной «продвинутой» молодежи. «Пикник» прошел с одной стороны, путь становления всего русского рока, а с другой – их непростая, но исключительно «своя» стезя.