ВСЕ ТЕМЫ
ВСЁ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Нравственное воспитание ребенка

Насколько важно физическое, настолько же важно и духовное воспитание ребенка; оно имеет главной своей задачей восприятие внешних чувств, которые побуждают деятельность мозга. Главным образом для выполнения этой задачи следует удалять от ребенка все, к чему его не следует приучать, и напротив, чаще повторять то, что нужно передать ему; при этом надо соразмерять деятельность и отдых, мало-помалу увеличивая первую и уменьшая последний.
Теперь можно разобрать каждое чувство в частности.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (5)

Чувство зрения следует развивать так, чтобы ребенок не только обладал способностью видеть далекие и близкие предметы, но чтобы сверх того приобрел и зоркость глаз, и способность долго смотреть на предметы, и быстроту взгляда. Для этого дитя должно во время прогулок приучаться смотреть на большие и мелкие, далекие и близкие предметы, и, увидав их в иной раз, узнавать сразу.

Для развития чувства слуха нужно в ребенке развивать желание к музыке и пению, приучать его слушать отдаленные звуки и отличать тоны, определять расстояние и направление, по которому слышатся известные звуки.

Чувство обоняния усовершенствуется распознаванием запахов различных веществ.

Слишком раннее развитие чувства вкуса находят многие не только бесполезным, но даже вредным, потому что это может повести к обжорству.

Чувство осязания, главный орган которого – концы пальцев рук, может быть развиваемо очень рано; для этого просят ребенка трогать теплые, холодные, слегка колючие и тупые предметы; для более же утонченного развития этого чувства просят ребенка с закрытыми глазами узнавать свойства, ощупываемого им предмета.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (2)

Относительно общей впечатлительности, которой тоже не следует пренебрегать при воспитании ребенка, можно заметить одно, что главная задача здесь – научить ребенка сносить неприятные ощущения. И тут же необходим пример воспитателя или воспитательницы – матери, они не должны бояться гадких животных, недолжны, быть пугливы, не сердиться, не кричать. Главное качество воспитателя, это ровность и невозмутимость его характера. Нужно помнить, что страсть к подражанию у ребенка очень хорошо развито, так что он принимает даже настроение духа из окружающей его среды.

Никогда не следует также при малейшем порезе или ушибе ребенка печалиться, охать, расспрашивать его, жалеть и т. д. Гораздо лучше или шутить в это время с ребенком, или расспрашивать у него о чем-нибудь другом, делая вид как будто вы и не заметили случившегося. Даже и во время серьезной болезни ребенка, не следует постоянно жалеть его, тем более плакать при нем, гораздо лучше оставить его в покое, но и в этом случае надо поступать с осторожностью и осмотрительно, так чтобы ребенок не имел причины подумать, что он забыт и всеми оставлен, и чтобы эта мысль не усилила его болезненного состояния.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (3)

Одна из главных добродетелей ребенка этого возраста – это без сомнения послушание, потому что оно значительно облегчает дело самого воспитания; послушание же внушается ребенку только постоянно правильным с ним обращением; при этом воспитатель должен действовать осмотрительно, а не руководствоваться капризом. Исполнения того, что уже раз было приказано ребенку, следует требовать постоянно, никогда не нужно приказывать, шутя или запрещать то, от чего нельзя удержать ребенка, потому что неисполнение хотя бы одного приказания ребенком значительно ослабит его послушаемость; особенно систематически строго, но спокойно нужно приучать к послушанию детей энергичного темперамента.

В это же время нужно стараться развить в душе ребенка чувство правды и добра; для этого родители не должны позволять ему ни малейшей лжи. Впрочем, для прочного утверждения в ребенке чувства правды, необходим живой пример его родителей; дитя, замечая в окружающей его среде повсюду ложь и обман, никогда не будет честным и правдивым.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (4)

От скольких бы наказаний избавилось дитя, если бы у него с ранних лет отняли возможность делать дурное и приучили к хорошему; так например, ребенку всегда можно внушить уважение к чужой собственности, запретив ему брать все чужое, и в то же время, не отнимая его игрушек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.