Чувственное воспитание ребёнка

Насколько важно физическое, настолько же важно и духовное воспитание ребёнка

Оно имеет главной своей задачей восприятие внешних чувств, которые побуждают деятельность мозга. Главным образом для выполнения этой задачи следует удалять от ребёнка все, к чему его не следует приучать, и напротив, чаще повторять то, что нужно передать ему; при этом надо соразмерять деятельность и отдых, мало-помалу увеличивая первую и уменьшая последний.
Теперь можно разобрать каждое чувство в частности.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (5)

Чувство зрения следует развивать так, чтобы ребёнок не только обладал способностью видеть далекие и близкие предметы, но чтобы сверх того приобрел и зоркость глаз, и способность долго смотреть на предметы, и быстроту взгляда. Для этого дитя должно во время прогулок приучаться смотреть на большие и мелкие, далёкие и близкие предметы, и, увидав их в иной раз, узнавать сразу.

Для развития чувства слуха нужно в ребёнке развивать желание к музыке и пению, приучать его слушать отдаленные звуки и отличать тоны, определять расстояние и направление, по которому слышатся известные звуки.

Чувство обоняния усовершенствуется распознаванием запахов различных веществ.

Слишком раннее развитие чувства вкуса находят многие не только бесполезным, но даже вредным, потому что это может повести к обжорству.

Чувство осязания, главный орган которого – кончики пальцев рук, может быть развиваемо очень рано; для этого просят ребёнка трогать тёплые, холодные, слегка колючие и тупые предметы; для более же утончённого развития этого чувства просят ребёнка с закрытыми глазами узнавать свойства, ощупываемого им предмета.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (2)

Относительно общей впечатлительности, которой тоже не следует пренебрегать при воспитание детей, можно заметить одно, что главная задача здесь – научить малыша сносить неприятные ощущения. И тут же необходим пример воспитателя или воспитательницы – матери, они не должны бояться гадких животных, недолжны, быть пугливы, не сердиться, не кричать. Главное качество воспитателя, это ровность и невозмутимость его характера. Нужно помнить, что страсть к подражанию у ребёнка очень хорошо развито, так что он принимает даже настроение духа из окружающей его среды.

Никогда не следует также при малейшем порезе или ушибе ребёнка печалиться, охать, расспрашивать его, жалеть и т. д. Гораздо лучше или шутить в это время с ребёнком, или расспрашивать у него о чем-нибудь другом, делая вид как будто вы и не заметили случившегося. Даже и во время серьёзной болезни ребёнка, не следует постоянно жалеть его, тем более плакать при нём, гораздо лучше оставить его в покое, но и в этом случае надо поступать с осторожностью и осмотрительно, так чтобы ребёнок не имел причины подумать, что он забыт и всеми оставлен, и чтобы эта мысль не усилила его болезненного состояния.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (3)

Одна из главных добродетелей ребёнка этого возраста – это без сомнения послушание, потому что оно значительно облегчает дело самого воспитания; послушание же внушается ребёнку только постоянно правильным с ним обращением; при этом воспитатель должен действовать осмотрительно, а не руководствоваться капризом. Исполнения того, что уже раз было приказано ребёнку, следует требовать постоянно, никогда не нужно приказывать, шутя или запрещать то, от чего нельзя удержать его, потому что неисполнение хотя бы одного приказания ребёнком значительно ослабит его послушаемость; особенно систематически строго, но спокойно нужно приучать к послушанию детей энергичного темперамента.

В это же время нужно стараться развить в душе ребёнка чувство правды и добра; для этого родители не должны позволять ему ни малейшей лжи. Впрочем, для прочного утверждения в ребёнке чувства правды, необходим живой пример его родителей; дитя, замечая в окружающей его среде повсюду ложь и обман, никогда не будет честным и правдивым.

Нравственное воспитание ребенка
Nravstvennoe-vospitanie-rebenka (4)

От скольких бы наказаний избавилось дитя, если бы у него с ранних лет отняли возможность делать дурное и приучили к хорошему; так например, ребёнку всегда можно внушить уважение к чужой собственности, запретив ему брать все чужое, и в то же время, не отнимая его игрушек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.